Среда, 01.05.2024, 08:31
Приветствую Вас Гость | RSS
            Гультяева Оксана Александровна                                         учитель начальных классов
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Электронные образовательные ресурсы

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе

Школа сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников: подготовить к успешному вступлению в жизнь. За урок надо успеть не просто дать материал, его нужно закрепить и научить учащихся применять полученные знания. При этом урок не должен быть «тяжёлым» и «скучным», чтобы не исчезло у детей желание приходить в класс снова. Учителю приходится использовать всевозможные технологии и методы обучения, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи. Сделать обучение более интересным, эффективным и успешным. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ЭОР.
Цели и задачи современной школы неразрывны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. 
Учитель сегодня единственным источником знаний для учащихся. Он помощ-ник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно: умение разрабатывать и применять ЭОР для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени.
Создавая и используя ЭОРы, мы можем:
  сделать  уроки разнообразнее, ярче, привлекательнее, используя больше наглядности, в т.ч музыку, анимацию, видеомателиалы;
  вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;
  уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки 
знаний;
  прививать учащимся навыки контроля и самоконтроля;
  пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках и т.д.
Применяя ИКТ на уроках, мы должны помнить три золотых правила:
  С толком. Применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы должны получить в результате.
  В меру. Ни на один вид не стоит трать много времени, т.к. ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.
  Не навреди. На просмотр изображений на учебных дисках и экранах
отражённого свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендует СанПИН в 1-4 классах – 15 минут. Не стоит забывать о динамических паузах и зарядке для глаз.
Применение  электронных образовательных ресурсов в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  углубление знаний, активизация умственной деятельности детей;
  овладение практическими способами работы с информацией;
  осознанное усвоение знаний учащимися, т.к. применение иллюстративного материала
вовлекает в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
  развитие способностей ориентироваться в информации разного вида, элементов
алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
  овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, 
преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
  овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией
в учебной деятельности  повседневной жизни;
  формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной
культуры;
  воспитание интереса к информации, бережного отношения к техническим 
устройствам
  формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.
                К традиционным относятся:
  соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.);
научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
  соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение по
следовательности представления материалов и т.д.);
  отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
  оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам .
К основным инновационным качествам ЭОР относятся обеспечение всех
компонентов образовательного процесса:
  получение информации;
  практические занятия;
  контроль учебных достижений
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
  экономия времени на уроке;
  глубина погружения в материал; 
  повышенная мотивация обучения; 
  возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
  ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету; 
  ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; 
  ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. 
  ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
Начальная школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. 
В условиях работы по новому ФГОС начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. 
Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:
-создания и использования информации;
-получение информации различными способами;
-проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
 -создание материальных объектов, в том числе произведений искусства; 
-обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.
В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно. 
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаре-сурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
На своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов. 
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержа-тельным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать  для себя нужное, необходимое. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования. 
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. 
При использовании ЭОР учитель открывает учебное пособие, выбирает тему урока, задание, демонстрацию  или тест для проверки знаний, выводит информацию на экран.
Ученики выполняют задания у доски, компьютера, либо сидя за партами под комментарий учителя. 
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Где можно скачать интернет – ресурсы ?
В своей работе я использую следующие компьютерные программы: Word ис-пользуется мною для создания дидактических материалов, My Test - программа компьютерного тестирования,  работа в Yandex браузере  позволяет мне и моим ученикам находить и извлекать нужную информацию и использовать её для создания презентаций, Movi Maker, POWER POINT, SMART Notebook . Так же на уроках использую цифровые образовательные ресурсы. 
Учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:
  они повышают информационную насыщенность урока;
  подача материала за счёт звука и движения становится наглядной;
  его красочность  создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей; 
  за счёт  размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок  видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку;
  происходит ускорение темпа урока.
Создание и использование ЭОР на уроках помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а так же создаёт благоприятные условия  для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность.  Всё это способствует увеличению объёма знаний, и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире.
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени,  необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Вход на сайт
...
Поиск